Рабочая программа Разговоры о важном

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Калининградской области
Частное общеобразовательное учреждение Н.И. Мороз

СОГЛАСОВАНО
Педагогический Совет
ОУ Н.И. Мороз
от «24» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ОУ Н.И. Мороз
______________________
Приказ №10 «24» августа 2023
г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для начального общего образования
1 – 4 классы

г. Калининград 2023

Рабочая программа внеурочной деятедьности «Разговоры о важном»
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
федеральной образовательной программой начального общего образования. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Программа направлена на:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию;
− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых

норм;
− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности; − развитие
умения принимать осознанные решения и делать выбор; − осознание
своего места в обществе; − познание себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей;
− формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие
документы.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 17.08.2022 № 69676).

9. Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

«О

направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
4

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023

№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4 классов.
В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочных
занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать
собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека
в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного

мира,

техническим

прогрессом

и

сохранением

природы,

ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Программа

курса

внеурочной

деятельности

разработана

с

учётом

федеральной образовательной программой начального общего образования. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе
воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в
календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа
ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических
событий). Например, «День народного единства», «День защитника Отечества»,
«Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя
(советники по воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.
Например, «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»,
«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий.
225 лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не
связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании
школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и др.
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы
образовательной

организации,

поэтому

тематика

и

содержание

должны

обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся
гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах
каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности,
которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются
следующим образом.
1. Историческая память

– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого
гражданина;
– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить
и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
– историческая память есть культура целого народа, которая складывается из
объединения индивидульных переживаний, и включает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.

Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном
содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается
на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в
защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
– каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает,
воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о
предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в
гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается
проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей
культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен

воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков,
людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
– патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к
родному дому, малой родине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;
чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех
сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с
содержанием,

раскрывается

многогранность

проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела

чувства

патриотизма

и

его

− доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным,
поддержать, помочь без ожидания благодарности;
− благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность
была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для
подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в
прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
– семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,
общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием,
взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на
помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг
другу;
– обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать
во всех ее делах, помогать родителям;
– семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные
ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом
обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье
(День матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
– культура общества — это достижения человеческого общества, созданные
на протяжении его истории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во
всем мире;
– культура представлена достижениями в материальной сфере
(строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также
в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,
подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому
многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов,

произведений живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в
России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».
7. Наука на службе Родины
– наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
– в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие
свою деятельность;
– в России совершено много научных открытий, без которых невозможно
представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в
процессе обсуждения тем: «190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День
российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования
им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог
учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории,
где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и
уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя
из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать)
и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.

Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных
результатов обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников совместной

и интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,
дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации,
помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на
занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».

Содержание программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка,
первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история
родного

края.

Ответственность

гражданина

за

судьбу

своей

Отчизны.

Историческая память народа и каждого человека. Связь (преемственность)
поколений – основа развития общества и каждого человека. Историческая память
– это стремление поколения, живущего в настоящее время, принять и воспитывать в
себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений

(«Там, где Россия», «Что такое Родина? (региональный и местный компонент)»,
«День народного единства», «Урок памяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к
родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к
Отчизне. Преемственность поколений в готовности защищать родную землю.
Великая

Отечественная

война:

герои,

подвиги,

самопожертвование.

Непокоренный Ленинград: страницы истории блокады города («Зоя. К 100-летию
со дня рождения Зои Космодемьянской», «Непокоренные. 80 лет со дня полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества.
280 лет со дня рождения Ф. Ушакова», «Союзники России», «Урок памяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что
такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры
выполнения обязанностей членами общества. Избирательная система в России
(общее представление) («Главный закон страны», «Избирательная система России
(30 лет ЦИК)», «Налоговая грамотность»).
Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление
патриотических чувств. Россия от края и до края: разнообразие природы,
объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО. Природа
малой Родины. Природные достопримечательности Поволжья, Севера, Сибири,
Дальнего Востока. Крым – природная жемчужина. Симферополь — столица

Республики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Я вижу Землю! Это
так красиво», «Экологичное потребление»).
Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность
россиян, созидательный труд на благо Отчизны. Многообразие профессий, люди
особых профессий (спецназ, МЧС, полиция, гражданская авиация) («День
спецназа», ««Первым делом самолеты». О гражданской авиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что
будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и
дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока
работаешь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашего
времени»).
Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество настоящего
человека,

способность

оказать

помощь,

поддержку,

проявить

заботу

и

милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено.
Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность граждан;
пожертвование как одна из заповедей в традиционных религиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное
время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых
называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим людям?
(«Мы

вместе»,

«О

взаимоотношениях

в

коллективе

(Всемирный

день

психического здоровья, профилактика буллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность – мы
вместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается:
больным, старым, слабым («Будь готов! Ко дню детских общественных
организаций»). Всемирный фестиваль молодежи
Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной деятельности.
Взаимоответственность членов учебного коллектива за успехи одноклассников,
помощь, поддержка в коллективе – залог его благополучия и отсутствия
конфликтов. Противостояние отрицательным влияниям («Всемирный день
психического здоровья, профилактика буллинга)», «Россия – здоровая держава»).

Государственные праздники Российской Федерации:
− Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции
празднования Нового года в разных странах. История возникновения новогоднего
праздника в России. Рождество (7 января). История праздника Рождества
Христова. Рождественские традиции в России. История создания новогодних
игрушек («Новогодние семейные традиции разных народов России»).
− День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в России.
Значение научных открытий для прогресса общества и развития человека.
Преемственность поколений в научных достижениях. Выдающиеся ученые
прошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научные
открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный
мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз,
искусственное сердце. Качества ученого: талант, вдохновение, упорство,
увлеченность. Проявление интереса к научным знаниям и деятельности
российских ученых. Желание расширять свои знания, участвовать в школьной
опытно-исследовательской деятельности. Что такое виртуальный мир и кто его
создаёт? «Плюсы» и «минусы» виртуального мира. Правила безопасного
пользования

Интернет-ресурсами.

(«Россия:

взгляд

в

будущее»,

«Технологический суверенитет/цифровая экономика/новые профессии», «190 лет
со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»).
− День защитника Отечества (23 февраля). История рождения праздника.
Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть
место

подвигу.

Качество

российского

воина:

смелость,

героизм,

самопожертвование («День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова»).
− Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности и
любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России, прославившие свою
Отчизну («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).

− День космонавтики (12 апреля). Страницы истории российской
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый полёт
человека в космос – Ю. А. Гагарин; первый выход в открытый космос —
А. А. Леонов; самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков. Гордость
россиян за успехи страны в освоении космоса («Я вижу Землю! Это так красиво»).
− Праздник Весны и Труда (1 мая). Истории праздника – 100 лет. Последний
весенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в саду, в огороде. С
давних времен люди желали друг другу хорошего урожая, удачного лета. Традиция
изменилась, когда женщины-работницы выступили на митинге с требованиями
прекратить эксплуатировать детский труд и повысить заработную плату женщинам

(«Труд крут!»).
− День Победы (9 мая). Великая победа советской армии в Великой
Отечественной войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу
своей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла, партизанского движения.
Кто такие фашисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой
изоляции. Дети Освенцима. 11 апреля — день освобождения узников
концлагерей. Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк — помним,
любим, гордимся («День памяти»).
− День России (12 июня) – праздник всех, кто любит свою страну, заботиться

о ее процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского мира, согласия
всех народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том,
что Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на берегах Северного
Ледовитого океана и на склонах Кавказских гор, в Поволжье и за Уралом…. В этот

день мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины («Там, где
Россия»).
− День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнку
возможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая необходима
не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного
развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и
расширению своих знаний («День Знаний»).

− День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе профессия.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего

поколения.

Учитель

—

советчик,

помощник,

участник

познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Страницы
истории развития образования. Первые школы, первые учителя-монахи. Влияние
книгопечатания на развитие образования. И. Федоров. Великие педагоги
прошлого. Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская
школа Л. Н. Толстого («День учителя (советники по воспитанию)»).
− День народного единства (4 ноября). Этот праздник – проявление гордости
и поклонения

предшествующим

поколениям,

которые

не

раз

проявляли

патриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина нуждалась в
защите. Так было в 1612 году, когда Минин и Пожарский собрали народное
ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Так было в 1941-1945 годах во
время Великой Отечественной войны с фашистами. («День народного единства»).

Различные праздники, посвященные истории и культуре России:
Историческая память: Пётр и Феврония Муромские – символ любви и
взаимопонимания в семейной жизни. Ценности российской семьи: любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Семья –
первый в жизни ребенка коллектив. Традиции, обычаи, трудовая и досуговая
деятельность; взаимоотношения в семьях разных народов РФ. Поколения в семье.
Семейное «древо». Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Роль отца
в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге семьи, укреплении
традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в
воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь. Мать, мама — главные в
жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага,

воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время
присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других
людей («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
Культура России. Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты,
художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных

промыслов. Искусство в жизни человека. Страницы истории становления искусства в
России: от Древней Руси до современности (скоморохи, первые театры опера и
балета,

драматические

театры

в

России).

Музыкальное,

изобразительное,

театральное, цирковое искусства и его выдающиеся представители. К. С.
Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни

и деятельности. Значение российской культуры для всего мира («По ту сторону
экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню
цирка)», «От «А» до «Я», 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин –
создатель нового русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни памяти
российских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич Гоголь –
русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной литературы («215летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет
со дня рождения А. С. Пушкина»).
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Разговоры о важном»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных

образовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданско-патриотического

воспитание:

осознание

своей

этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное

воспитание:

понимание

связи

человека

с

окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о
природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности
каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и

морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям

и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение
к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной
картине

мира;

познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания
обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Универсальные
предложенных

учебные

учебных

задач

познавательные
использовать

действия:

для

решения

интеллектуальные

операции

(сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и
безнравственного

поведения,

приводить

примеры

событий,

фактов,

демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление
нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в
текстовом, иллюстративном, графическом виде.
Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность
в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу обсуждаемых
проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и
письменные

высказывания,

небольшие

тексты

(описание,

проявлять желание готовить небольшие публичные выступления.

рассуждение);

Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность
существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
свое мнение. Принимать участие в планировании действий и операций по
решению учебной задачи, оценивать свое участие в общей беседе (дискуссии,
учебном диалоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач по
освоению предметных планируемых результатов.
Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании
содержания

учебных

функциональную

предметов.

грамотность

Это

младших

использовать полученные знания

позволяет
школьников:

в нестандартных

совершенствовать
развивать

умения

ситуациях; отбирать,

анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной задачей;
строить высказывания и тексты с учетом правил русского языка.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:

Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи
как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы
и произведений устного народного творчества для всестороннего развития
личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой
своего народа.
Математика

и

информатика:

развитие

логического

мышления;

приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и
культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы; первоначальные представления о природных и социальных
объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений
природы; о связи мира живой и неживой природы; сформированность основ
рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные
представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и
массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного
наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого
и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской
Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные
природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения
между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных
связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного
края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой,
графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования
электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения информации из
источников в современной информационной среде; формирование навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного
поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения
личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети
Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании
личных финансов; приобретение опыта

положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления
действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами
поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных
усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную
оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному
самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения
человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния
религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм
поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого
достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование
умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение",
"дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к
ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание
общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения
людей,

основанных

на

российских

традиционных

духовных

ценностях,

конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное

искусство:

использованием

различных

художественной

выразительности

характеризовать

виды

и

выполнение

художественных
жанры

творческих
материалов

изобразительного
изобразительного

работ

с

и

средств

искусства;

умение

искусства;

умение

характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.

Технология: сформированность общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры.
Физическая

культура:

сформированность

общих

представлений

о

физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных
физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых
заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных
предметов и способствуют развитию кругозора младшего школьника, его
возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности
особенно важна и является после решения воспитательных задач - существенной
и приоритетной.
Учебно-методическое обеспечение
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных
символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.:
Генезис, 2004. 3. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] /
З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
4. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –
Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
5. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С.
Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
6. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и
воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. №17. - 9 - 13с.
7. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. –
М.:Вако, 2007
8.

Концепция

патриотического

воспитания

граждан

РФ

[Текст]

/Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
9. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников.
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

10. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст]
/ сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
11. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост.
И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
12. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по
воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
13. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост.
Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
14.

О

воспитательном

компоненте

Федерального

государственного

образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников.
2009. - №8 – 10 -16с.
15. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. –
Смоленск: Русич, 1996.
16. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост.
О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
17.

Программа

духовно-

нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост.
Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
18. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.:
Просвещение, 2010. – 191., 204с.
Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы
Технические средства обучения: компьютер, проектор, М/М экран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».