Сравнение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования от 2009 и 2021 гг. ФГОС НОО 2009 ФГОС НОО 2021 Общие положения В целях обеспечения реализации права на ФГОС не применяется для обучения образование обучающихся с обучающихся с ограниченными ограниченными возможностями здоровья возможностями здоровья и обучающихся с применяется настоящий Стандарт с учетом умственной отсталостью специальных требований и (или) (интеллектуальными нарушениями). федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). вариативность содержания образовательных программ начального общего образования (далее - программы начального общего образования), возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; Срок получения начального общего Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для образования составляет не более четырех инвалидов и лиц с ограниченными лет. возможностями здоровья при обучении по Для лиц, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам начального индивидуальным учебным планам, срок получения начального общего образования общего образования, независимо от может быть сокращен. применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года. Требования к предметным результатам: формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений; формулируются на основе документов стратегического планирования3 с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований) Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа Программа начального общего начального общего образования должна образования включает три раздела: содержать три раздела: целевой, целевой; содержательный; содержательный и организационный. организационный. Целевой раздел определяет общее Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной результаты реализации программы образовательной программы начального начального общего образования, а также общего образования, а также способы способы определения достижения этих определения достижения этих целей и целей и результатов. результатов. Целевой раздел должен включать: Целевой раздел включает: пояснительную записку; пояснительную записку; планируемые результаты освоения планируемые результаты освоения обучающимися программы начального обучающимися основной образовательной общего образования; программы начального общего систему оценки достижения планируемых образования; результатов освоения программы систему оценки достижения планируемых начального общего образования. результатов освоения основной Содержательный раздел программы образовательной программы начального начального общего образования включает общего образования. следующие программы, ориентированные Содержательный раздел определяет общее на достижение предметных, содержание начального общего метапредметных и личностных образования и включает следующие результатов: программы, ориентированные на рабочие программы учебных предметов, достижение личностных, предметных и учебных курсов (в том числе внеурочной метапредметных результатов: деятельности), учебных модулей; программу формирования универсальных программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при учебных действий у обучающихся; получении начального общего рабочую программу воспитания. образования; Организационный раздел программы программы отдельных учебных предметов, начального общего образования должен курсов и курсов внеурочной деятельности; определять общие рамки организации рабочую программу воспитания; образовательной деятельности, а также программу формирования экологической организационные механизмы и условия культуры, здорового и безопасного образа реализации программы начального общего жизни; образования и включать: программу коррекционной работы. учебный план; Организационный раздел определяет план внеурочной деятельности; общие рамки организации календарный учебный график; образовательной деятельности, а также календарный план воспитательной работы, механизмы реализации основной содержащий перечень событий и образовательной программы. мероприятий воспитательной Организационный раздел включает: направленности, которые организуются и учебный план начального общего проводятся Организацией или в которых образования; Организация принимает участие в учебном план внеурочной деятельности, году или периоде обучения; календарный учебный график, характеристику условий реализации календарный план воспитательной работы; программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Количество учебных занятий за 4 учебных Общий объем аудиторной работы года не может составлять менее 2904 часов обучающихся за четыре учебных года не и более 3345 часов. может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов … План внеурочной деятельности 32.2. План внеурочной деятельности организации, осуществляющей определяет формы организации и объем образовательную деятельность определяет внеурочной деятельности для состав и структуру направлений, формы обучающихся при освоении ими организации, объем внеурочной программы начального общего деятельности для обучающихся при образования (до 1320 академических часов получении начального общего за четыре года обучения) с учетом образования (до 1350 часов за четыре года образовательных потребностей и обучения) с учетом интересов интересов обучающихся, запросов обучающихся и возможностей родителей (законных представителей) организации, осуществляющей несовершеннолетних обучающихся, образовательную деятельность. возможностей Организации. Требования к условиям реализации программы начального общего образования достижение планируемых результатов достижения планируемых результатов освоения основной образовательной освоения программы начального общего программы начального общего образования обучающимися; образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; формирования функциональной грамотности обучающихся; выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности; Требования к результатам освоения программы начального общего образования личностным, включающим готовность и 1) личностным, включающим: способность обучающихся к формирование у обучающихся основ саморазвитию, сформированность российской гражданской идентичности; мотивации к обучению и познанию, готовность обучающихся к саморазвитию; ценностно-смысловые установки мотивацию к познанию и обучению; обучающихся, отражающие их ценностные установки и социально индивидуально-личностные позиции, значимые качества личности; социальные компетенции, личностные активное участие в социально значимой качества; сформированность основ деятельности; гражданской идентичности. метапредметным, включающим освоенные 2) метапредметным, включающим: обучающимися универсальные учебные универсальные познавательные учебные действия (познавательные, регулятивные и действия (базовые логические и начальные коммуникативные), обеспечивающие исследовательские действия, а также овладение ключевыми компетенциями, работу с информацией); составляющими основу умения учиться, и универсальные коммуникативные межпредметными понятиями. действия (общение, совместная деятельность, презентация); предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль); 3) предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению. Предметные результаты По «Математике» включены элементы финансовой грамотности ОРКСЭ: расписаны предметные результаты отдельно к каждому из модулей Личностные результаты Направления развития личности: Гражданско-патриотическое воспитание Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное воспитание Духовно-нравственное Эстетическое воспитание Социальное Физическое воспитание, формирование Общеинтеллектуальное культуры здоровья и эмоционального Общекультурное благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания Родной язык Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Дистанционное обучение В случае реализации программы начального общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ начального общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).